Get Adobe Flash player

Консультация для родителей: «Правила чтения детям».

риодв.pngРебёнок старшего дошкольного возраста должен знать и называть автора и название прочитанной книги, уметь коротко рассказать о её содержании, выразительно читать любимое стихотворение или 1-2 стихотворных четверостишия.

Но большинство детей не могут перечислить названий прочитанных с родителями рассказов и сказок. Беседа по содержанию у них сводится к эмоциональному описанию отдельных действий, они плохо запоминают имена главных героев, не могут их описать, а авторов рассказов и стихов просто не знают.

Пока дошкольник активно развивается, вместе с эмоциями ему необходимо активно развивать словарь и связную речь, чтобы в школе он мог свободно использовать родной язык для написания сочинений и изложений.

Читая с детьми детскую литературу, мы развиваем у них, прежде всего чувство родного языка. Дети накапливают словарь, учатся красиво строить предложения, выделять главную мысль прочитанного, анализировать события, давать оценку действиям героев и происходящему. 

Чтобы видеть результат речевого развития, в дошкольном возрасте не нужно гнаться за модой и покупать детям хоть и современные, но слишком объёмные книги. Однако, читая ребёнку книги, необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила чтения детям:

1. Литературные произведения для дошкольников не должны быть слишком длинными, чтобы ребёнок мог удерживать в памяти весь сюжет прочитанного и беседовать по содержанию.

2. Если в рассказе (стихотворении) более 1-2 абзацев (4-8 строк), читайте ребёнку не более абзаца (4 строк) и в паузе обязательно обсуждайте прочитанное.

Обсуждение прочитанного – это беседа, в которой взрослый задаёт вопросы по содержанию, а ребёнок вспоминает то, что прослушал и старается отвечать, точно воспроизводя содержание. Вопросы могут быть:
конкретные, когда вопрос задан к конкретному слову в тексте (кто, с чем, как его звали, что он делал, какой он был). Такие вопросы будут учить ребёнка прислушиваться к содержанию и развивать его словарь синонимами, антонимами и др.;
общего характера, но имеющие ответ в тексте (когда, для чего),направленные на анализ (почему, зачем), когда явного ответа нет, но подумав, ребёнок может на них ответить исходя из личного опыта (правил поведения и пр.).

3. После прочтения всего литературного произведения также нужно задать отдельные вопросы, чтобы освежить в памяти всё содержание. Обязательно в конце спросите ребёнка, понравилось ему прочитанное или нет, чтобы он мог высказать своё мнение и обязательно объяснить, почему он так решил. Если ребёнок не может ответить на вопрос, возможно, он не понимает смысла отдельных слов в тексте (предметов действий, признаков). Уточните их, объясните, если возможно, покажите.

Систематическая работа с использованием предложенных правил предупредит либо смягчит трудности, с которыми  дети могут столкнуться на ступени школьного обучения, а также будет способствовать усвоению необходимых для школьного обучения навыков.

                                                Учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 101 Войтова Наталия Николаевна
 
 
 
 
 
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?