|
Ежегодно 24 МАРТА отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом. Эта дата выбрана не случайно - именно в этот день в 1882 году немецкий микробиолог Роберт Кох объявил о сделанном им открытии возбудителя туберкулеза - палочки Коха. По сей день туберкулез остается одной из самых смертоносных инфекций в мире. Каждый день от туберкулеза умирает более 4100 человек, и около 28 000 человек заболевают. Туберкулез - это инфекционное заболевание, вызванное микобактерией, поражающее чаще всего легкие. Помимо легочной формы туберкулеза встречается туберкулезное поражение лимфатической системы, костей, суставов, мочеполовых органов, кожи, глаз, нервной системы. При отсутствии лечения болезнь прогрессирует и заканчивается летальным исходом. Туберкулез распространяется от человека человеку по воздуху. При кашле, чихании или отхаркивании люди с легочным туберкулезом выделяют в воздух туберкулезные бактерии. Для инфицирования человеку достаточно вдохнуть лишь незначительное количество таких бактерий. Меньшую роль в инфицировании играют алиментарный (при употреблении зараженных продуктов), контактный (при использовании общих предметов гигиены и посуды) и трансплацентарный (внутриутробный) пути. |
Когда у человека развивается активная форма туберкулеза, симптомы (кашель, лихорадка, ночной пот или потеря веса) могут оставаться умеренными на протяжении многих месяцев. Это может приводить к запоздалому обращению за медицинской помощью и передаче бактерий другим людям. За год человек с активной формой туберкулеза может инфицировать 5-15 человек, с которыми он имеет тесные контакты.
Около одной четверти населения мира инфицированы туберкулезом. Это означает, что люди инфицированы бактериями туберкулеза, но (пока еще) не больны и не могут его передавать.
Вероятность того, что люди, инфицированные туберкулезными бактериями, заболеют туберкулезом на протяжении своей жизни, составляет 5-15%. Люди с ослабленной иммунной системой, такие как люди с ВИЧ-инфекцией, люди, страдающие от недостаточности питания, или люди с диабетом, а также люди, употребляющие табак, подвергаются гораздо более высокому риску заболевания.
Туберкулез излечим и предотвратим!
Как помочь ребёнку справиться с проблемами нарушения фонематического слуха с помощью игровых приёмов.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С помощью игр достигается большой успех по исправлению недостатков речи у детей. В мяч играть просто. Игры с мячом развивают слуховое внимание и восприятие, общую моторику, координацию движений, активизируют детей, нормализуют эмоционально волевую сферу.
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется работа по развитию фонематических процессов у детей. В играх с мячом усвоение материала проходит интересно и живо.
Для закрепления правильного произношения звуков и развития фонематических процессов можно предложить множество разнообразных игр и упражнений.
1 ИГРА «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Взрослый произносит звуки, а ребёнок на заданный звук отстукивает об пол мяч и поймав мяч, повторяет этот звук.
2 ИГРА «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Взрослый называет звуки, ребёнок подбрасывает мяч на заданный звук.
3 ИГРА «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»
Взрослый предлагает ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мяч. Ребёнок делает вдох, плавно катит мяч взрослому, поёт гласный звук:- ААААА. Обратить внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук петь протяжно.
4 ИГРА «Мяч поймай, мяч верни, слово повтори»
Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку с отбиванием мяча о пол, ребёнок возвращает мяч, повторяет слово, протягивая первый звук.
Утка – Иголка – Автобус – Очки
5 ИГРА «Мяч поймай, мяч верни. Слово повтори. Гласный звук протяни»
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок возвращает, гласный протягивает.
МАК – МЫЛ – МОК – МИР – МЭР
6 ИГРА «Стучалочка». Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Взрослый произносит звуки, звуковые цепочки, отстукивая по мячу. Ребёнок повторяет.
Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например
А Э О У
АА ЭЭ ОО УУ
ААА ЭЭЭ ООО УУУ
Затем можно произносить различные сочетания звуков:
ААУ – АУО – АУОЭ – ААОО
7 ИГРА «Поющие мячики».
По мячу стучу, а потом его качу. Взрослый и ребёнок садятся напротив друг друга. Взрослый произносит сочетания звуков и прокатывает мяч ребёнку. На каждый звук отбивает мяч о пол. Последний звук произносится длительно, поётся протяжно. Ребёнок повторяет звуковую цепочку, мяч возвращает.
8 ИГРА «Мяч поймай и возвращай. Согласный твёрдый звук в согласный мягкий превращай». Артикуляцию губ не ломай.
МА – МЯ МО – МЁ МЫ – МИ
АМ – АМЬ ОМ – ОМЬ ЫМ – ЫМЬ
МАЛ – МЯЛ МОЛ – МЁЛ МЫЛ – МИЛ
9 ИГРА «Разноцветные мячики».
Красный- гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ.
Вариант 1
Взрослый бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если мяч синего цвета и возвращает мяч.
Вариант 2
Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.
9 ИГРА «Мяч поймай, мяч отдай. Каждый следующий звук пропой».
Взрослый называет слово. Бросает мяч и протягивает первый звук. Ребёнок ловит, произносит два звука, протягивает второй, бросает мяч. Взрослый ловит, произносит три звука, протягивает третий и т. д.
М – А – С – Л – О
10 ИГРА «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок ловит мяч. Отбивает мячом о пол это слово по слогам. Возвращает мяч и проговаривает всё слово целиком.
ЛАМПА ЛАМ – ПА ЛАМПА
Практика использования мяча в работе над развитием слухового внимания, фонематического восприятия и фонематического слуха показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. У ребёнка улучшается произносительная сторона речи, наблюдается снятие напряжённости и монотонности речи. Дети легче справляются с упражнениями по звуковому анализу и синтезу слова.
Учитель-логопед МБДОУ № 101
Дмитриева Надежда Владимировна
Консультация для родителей: «Правила чтения детям».
Но большинство детей не могут перечислить названий прочитанных с родителями рассказов и сказок. Беседа по содержанию у них сводится к эмоциональному описанию отдельных действий, они плохо запоминают имена главных героев, не могут их описать, а авторов рассказов и стихов просто не знают.
Пока дошкольник активно развивается, вместе с эмоциями ему необходимо активно развивать словарь и связную речь, чтобы в школе он мог свободно использовать родной язык для написания сочинений и изложений.
Читая с детьми детскую литературу, мы развиваем у них, прежде всего чувство родного языка. Дети накапливают словарь, учатся красиво строить предложения, выделять главную мысль прочитанного, анализировать события, давать оценку действиям героев и происходящему.
Чтобы видеть результат речевого развития, в дошкольном возрасте не нужно гнаться за модой и покупать детям хоть и современные, но слишком объёмные книги. Однако, читая ребёнку книги, необходимо соблюдать некоторые правила.
Правила чтения детям:
1. Литературные произведения для дошкольников не должны быть слишком длинными, чтобы ребёнок мог удерживать в памяти весь сюжет прочитанного и беседовать по содержанию.
2. Если в рассказе (стихотворении) более 1-2 абзацев (4-8 строк), читайте ребёнку не более абзаца (4 строк) и в паузе обязательно обсуждайте прочитанное.
Обсуждение прочитанного – это беседа, в которой взрослый задаёт вопросы по содержанию, а ребёнок вспоминает то, что прослушал и старается отвечать, точно воспроизводя содержание. Вопросы могут быть:
3. После прочтения всего литературного произведения также нужно задать отдельные вопросы, чтобы освежить в памяти всё содержание. Обязательно в конце спросите ребёнка, понравилось ему прочитанное или нет, чтобы он мог высказать своё мнение и обязательно объяснить, почему он так решил. Если ребёнок не может ответить на вопрос, возможно, он не понимает смысла отдельных слов в тексте (предметов действий, признаков). Уточните их, объясните, если возможно, покажите.
Систематическая работа с использованием предложенных правил предупредит либо смягчит трудности, с которыми дети могут столкнуться на ступени школьного обучения, а также будет способствовать усвоению необходимых для школьного обучения навыков.
Учитель-логопед МБДОУ г. Мурманска № 101 Войтова Наталия Николаевна