Get Adobe Flash player

Как помочь ребёнку справиться с проблемами нарушения фонематического слуха с помощью игровых приёмов.

 Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С помощью игр достигается большой успех по исправлению недостатков речи у детей. В мяч играть просто. Игры с мячом развивают слуховое внимание и восприятие, общую моторику, координацию движений, активизируют детей, нормализуют эмоционально волевую сферу.

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется работа по развитию фонематических процессов у детей.  В играх с мячом усвоение материала проходит интересно и живо.

Для закрепления правильного произношения звуков и развития фонематических процессов можно предложить множество разнообразных игр и упражнений.

 

1 ИГРА  «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Взрослый произносит звуки, а ребёнок на заданный звук отстукивает об пол мяч и поймав мяч, повторяет этот звук.

2 ИГРА  «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Взрослый называет звуки, ребёнок подбрасывает мяч на заданный звук.

3 ИГРА  «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»

Взрослый предлагает ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мяч. Ребёнок делает вдох, плавно катит мяч взрослому, поёт  гласный звук:- ААААА. Обратить внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук петь протяжно.

 4 ИГРА  «Мяч поймай, мяч верни, слово повтори»

Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку с отбиванием мяча о пол, ребёнок возвращает мяч, повторяет слово, протягивая первый звук.

Утка  – Иголка  –  Автобус  –  Очки

5 ИГРА  «Мяч поймай, мяч верни. Слово повтори. Гласный звук протяни»

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок возвращает, гласный протягивает.

МАК  – МЫЛ  – МОК  – МИР  – МЭР 

6 ИГРА «Стучалочка». Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Взрослый произносит звуки, звуковые цепочки, отстукивая по мячу. Ребёнок повторяет.

Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например

А              Э              О             У

АА           ЭЭ           ОО          УУ

ААА        ЭЭЭ        ООО       УУУ

Затем можно произносить различные сочетания звуков:

ААУ – АУО – АУОЭ – ААОО

7 ИГРА «Поющие мячики».

По мячу  стучу, а потом его качу. Взрослый и ребёнок садятся напротив друг друга. Взрослый произносит сочетания звуков и прокатывает мяч ребёнку. На каждый звук отбивает мяч о пол. Последний звук  произносится длительно, поётся протяжно. Ребёнок повторяет звуковую цепочку, мяч возвращает.

8 ИГРА «Мяч поймай и возвращай. Согласный твёрдый звук в согласный  мягкий превращай». Артикуляцию губ не ломай.

МА – МЯ                              МО  –  МЁ                              МЫ   –  МИ

АМ – АМЬ                            ОМ  – ОМЬ                            ЫМ   –  ЫМЬ

МАЛ – МЯЛ                         МОЛ – МЁЛ                            МЫЛ – МИЛ

9  ИГРА   «Разноцветные мячики».

 Красный- гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ.

Вариант 1

Взрослый бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если мяч синего цвета и возвращает мяч.

Вариант 2

Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.

9  ИГРА «Мяч поймай, мяч отдай. Каждый следующий звук пропой».

Взрослый называет слово.  Бросает мяч и протягивает первый звук. Ребёнок ловит, произносит два звука, протягивает второй, бросает мяч. Взрослый ловит, произносит три звука, протягивает третий и т. д.

М – А – С – Л – О

10 ИГРА «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок ловит мяч. Отбивает мячом о пол это слово по слогам. Возвращает мяч и проговаривает всё слово целиком.

ЛАМПА             ЛАМ – ПА              ЛАМПА

Практика использования мяча в работе над развитием слухового внимания, фонематического восприятия и фонематического слуха показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. У ребёнка улучшается произносительная сторона речи, наблюдается снятие напряжённости и монотонности речи. Дети легче справляются с упражнениями по звуковому анализу и синтезу слова.

    

Учитель-логопед  МБДОУ № 101

 Дмитриева Надежда Владимировна

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?