Как помочь ребёнку справиться с проблемами нарушения фонематического слуха с помощью игровых приёмов.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. С помощью игр достигается большой успех по исправлению недостатков речи у детей. В мяч играть просто. Игры с мячом развивают слуховое внимание и восприятие, общую моторику, координацию движений, активизируют детей, нормализуют эмоционально волевую сферу.
Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется работа по развитию фонематических процессов у детей. В играх с мячом усвоение материала проходит интересно и живо.
Для закрепления правильного произношения звуков и развития фонематических процессов можно предложить множество разнообразных игр и упражнений.
1 ИГРА «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Взрослый произносит звуки, а ребёнок на заданный звук отстукивает об пол мяч и поймав мяч, повторяет этот звук.
2 ИГРА «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Взрослый называет звуки, ребёнок подбрасывает мяч на заданный звук.
3 ИГРА «Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём»
Взрослый предлагает ребёнку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мяч. Ребёнок делает вдох, плавно катит мяч взрослому, поёт гласный звук:- ААААА. Обратить внимание на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук петь протяжно.
4 ИГРА «Мяч поймай, мяч верни, слово повтори»
Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку с отбиванием мяча о пол, ребёнок возвращает мяч, повторяет слово, протягивая первый звук.
Утка – Иголка – Автобус – Очки
5 ИГРА «Мяч поймай, мяч верни. Слово повтори. Гласный звук протяни»
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово. Ребёнок возвращает, гласный протягивает.
МАК – МЫЛ – МОК – МИР – МЭР
6 ИГРА «Стучалочка». Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Взрослый произносит звуки, звуковые цепочки, отстукивая по мячу. Ребёнок повторяет.
Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например
А Э О У
АА ЭЭ ОО УУ
ААА ЭЭЭ ООО УУУ
Затем можно произносить различные сочетания звуков:
ААУ – АУО – АУОЭ – ААОО
7 ИГРА «Поющие мячики».
По мячу стучу, а потом его качу. Взрослый и ребёнок садятся напротив друг друга. Взрослый произносит сочетания звуков и прокатывает мяч ребёнку. На каждый звук отбивает мяч о пол. Последний звук произносится длительно, поётся протяжно. Ребёнок повторяет звуковую цепочку, мяч возвращает.
8 ИГРА «Мяч поймай и возвращай. Согласный твёрдый звук в согласный мягкий превращай». Артикуляцию губ не ломай.
МА – МЯ МО – МЁ МЫ – МИ
АМ – АМЬ ОМ – ОМЬ ЫМ – ЫМЬ
МАЛ – МЯЛ МОЛ – МЁЛ МЫЛ – МИЛ
9 ИГРА «Разноцветные мячики».
Красный- гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ.
Вариант 1
Взрослый бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если мяч синего цвета и возвращает мяч.
Вариант 2
Ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета, а если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.
9 ИГРА «Мяч поймай, мяч отдай. Каждый следующий звук пропой».
Взрослый называет слово. Бросает мяч и протягивает первый звук. Ребёнок ловит, произносит два звука, протягивает второй, бросает мяч. Взрослый ловит, произносит три звука, протягивает третий и т. д.
М – А – С – Л – О
10 ИГРА «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»
Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок ловит мяч. Отбивает мячом о пол это слово по слогам. Возвращает мяч и проговаривает всё слово целиком.
ЛАМПА ЛАМ – ПА ЛАМПА
Практика использования мяча в работе над развитием слухового внимания, фонематического восприятия и фонематического слуха показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом. У ребёнка улучшается произносительная сторона речи, наблюдается снятие напряжённости и монотонности речи. Дети легче справляются с упражнениями по звуковому анализу и синтезу слова.
Учитель-логопед МБДОУ № 101
Дмитриева Надежда Владимировна